Школа

Каково гоголевское определение жанра мертвых душ?

Содержание

Произведение Гоголя «Мёртвые души» – резонансное и удивительное, в первую очередь, поражающее многообразием жанра. С первого прочтения сложно определить, к какому жанру относится это произведение. Характерными чертами романа является описание жизни героев от начала и до конца их жизни, а комедия отличается динамичными действиями и неожиданной развязкой. В лирических произведениях мы погружаемся в переживания и эмоции, наблюдаем за чувствами героев. Но все эти черты, характерные разным видам жанра, присутствуют в произведении «Мёртвые души». Они гармонично смешиваются и соединяются друг с другом, и именно это соединение удивляет и даже немного вводит в недоумение читателя.

Другие интересные статьи:

Мнение критиков

Гоголь назвал своё произведение поэмой. В его понимании, это лирико-эпическое произведение, которое написано в стихотворной форме и содержит романтический характер. Критики и современники того времени отнеслись к новому произведению с недоумением. Загадочное произведение произвело разные впечатления. Кто-то посчитал поэму издевательской, а кто-то подумал, что такое определение в авторском формате попросту не может называться серьёзным произведением. Однако более глубокомыслящие люди увидели иронию в «Мёртвых душах». Но более чем таким образом объяснить виденье автора никто не мог. Кроме, разумеется, самого автора.

Определение Гоголя

Гоголь не просто так выбрал жанр поэмы для того, чтобы раскрыть идею, которая легла в основу произведения «Мёртвые души». Он знал, что именно в этом формате он сможет раскрыть все свои мысли, духовные переживания и чувства героев. «Мёртвые души» – это ироничное произведение, с нотками художественной проповеди. Именно такой смелый шаг – взять и объединить в себе столько вариаций жанров, и показывал мастерство писательства Гоголя. Он гармонично соединил в поэме всё, чего ему так не хватало для раскрытия идеи.

Замысел писателя заключается в том, чтобы объединить характерные черты разных жанров в одном, и превратить произведение не просто в поэму, а в настоящую притчу. Поучительный характер «Мёртвых душ» не отпускает с самого начала и до конца. Ирония позволяет передать всю глубину идеи и раскрыть тему полностью. Гоголь раскрывает Россию такой безобразной и реалистичной, что мысль об утрировании ситуаций даже не проскальзывает в голове. Всё настолько правдиво и сурово, что не хочется даже оспаривать.

В «Авторской исповеди» Гоголь признаётся, что написать «Мёртвые души» он решил, опираясь на образы и характер произведений Пушкина. Сам Александр Сергеевич не раз положительно отзывался о работах Гоголя. Он был восхищён его умением «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг, как живого…» Именно Пушкин поделился с Гоголем своим сюжетом, который хотел сделать поэмой. Гоголь согласился, и работая над «Мёртвыми душами», начал углубляться в понятие поэмы всё сильнее и сильнее.

Изначально задумывалось, что томов будет три. Первый том показывал бы настоящий ад, со всеми реалиями мира, проблемами людей и жизни в николаевской России. Том показывает влияние разложение крепостничества на людей, на то, как силён бюрократический аппарат. В этой поэме полностью раскрывается тема падения человека как личности. Второй и третий том должны были направить героев на путь истинный, как у Данте в «Божественной комедии». Герои должны были прийти к своей положительной стороне, осознать ошибки и морально переродиться. Согласно этой идее, тома разделились бы на три вариации – «ад», «чистилище» и «рай».

Гоголь ставил перед собой цель показать всему миру чёткую и ясную реальность, как она есть, и постараться изменить её на более правильную через иронию и многообразие черт разных жанров. Гоголь сам считал себя художником. Он искренне хотел не только раскрыть все существующие в николаевской России проблемы социального характера и то, насколько низко люди опустились в нравственном плане, но и показать, как уйти от этих аморальных реалий, и найти путь к духовному возрождению.

До сих пор нельзя увидеть аналогов этому произведению в мире. Жанровая специфика настолько своеобразна и многогранна, что буквально сбивает с толку. Это сильное по характеру и по построению произведение вбирает в себя всё то, что боятся признать в себе люди. Это громкая притча, которая должна направлять на истинный путь и помогать двигаться в правильном, высоконравственном направлении.

Лирические отступления

Не зря Гоголь периодически отступает от основной идеи в произведении и переходит к лирическим отступлениям. Для поэмы этот приём характерен, даже в таком формате, как у Гоголя. Идейно-композиционная структура «Мёртвых душ» позволяет раскрывать острые и болезненные вопросы, и при этом, чувствовать присутствие самого автора и его личное мнение на тот или иной счёт. В процессе прочтения появляется ощущение, что без этих монологов книга читалась бы уже не так. Каждое отступление доносит свою идею и мысль. Их можно поделить на два типа, одни из которых говорят о личных переживаниях автора и касаются рассуждений на тему России тех времён, а другие раскрывают характер и заметные черты народа и их жизни. Автор в своих коротких отступлениях затрагивает темы, которые актуальны вне времени.

Лирическое отступление в самом конце произведения аккуратно подводит ко второму тому. В нём Гоголь размышляет на тему николаевской России в нынешнем укладе и на тему дороги, вечных путешествий и скитаний. Эти две темы объединяются в одно – в веру автора, что Россия еще возродится, а люди в ней будут счастливыми, честными, с высокими моральными устоями, и при этом, они будут «живыми», а не «мёртвыми».

Гоголь выбрал жанр поэмы потому что раскрыть эту сложную идею в эпических масштабах, в романе или в других отдельно взятых, проработанных жанрах, просто невозможно. Этот идеальный мир, идеальный в своей реалистичности и утрированности, раскрывается только в авторской лиро-эпической поэме. Именно так автор и назвал произведение «Мёртвые души».