Общество

Школьные трудности

Очень часто родители школьников жалуются на то, что у ребёнка нет мотивации к учёбе. Ему словно ничего не нужно, только весь день сидеть в телефоне; учёба посыпалась; поведение тоже оставляет желать лучшего. “К кому нам лучше обратиться за помощью?” – такой вопрос чаще всего мы слышим от родителей. Здесь нет однозначного ответа, поскольку причиной таких проблем могут быть как и эмоционально -личностные причины (включая и детско-родительские отношения), так и нейропсихологические особенности ребенка.

Начнём, пожалуй, со второй причины. Ребёнок со слабой нервной системой на те же обстоятельства (усиление нагрузки в школе, смена места жительства, смена учителя и т.д.) будет реагировать иначе, чем другие дети и это вполне естественно. Поэтому мы всегда рекомендуем пройти нейропсихологическую диагностику при отсутствии мотивации к обучению, чтобы разобраться не кроется ли причина такого поведения в том, что ребёнку объективно тяжело? В практике работы нейропсихологов единицы детей которые действительно не хотят учиться из-за лени.

Как правило “ленивый” – это тот ребёнок, у которого не получается, тяжело и опускаются руки. Каждый ребенок, появляясь на свет, имеет и любопытство и упорство в познании окружающего мира. А вот если ребёнку каждый новый навык даётся с трудом в связи с нейропсихологическими особенностями, это будет каждый раз формировать позицию неудачника и приведёт к полной безынициативности и отторжении учёбы. К примеру, у ребёнка плохо развить слуховое восприятие и внимание. Ему приходится выкладываться на 100% для того, чтобы понять инструкцию учителя.

Скажем, во время диктанта ему сложно сконцентрироваться на голосе учителя (мешает шорох тетрадей, самолёт за окном, перешептывания и другие посторонние звуки). Вполне очевидно, что такой ребёнок не сможет удержать скорость работы класса и начнёт пропускать слова, заменять их и делать кучу ошибок. Виноват ли он? Лень ли это? Нет. Такие дети, как правило, дома делают уроки вполне прилично (есть больше времени). Так вот такой ученик, выкладываясь по полной, получает тройку или двойку и осуждение со стороны родителей и учителей. Поэтому нейропсихологическая диагностика – необходимый шаг для помощи своему ребёнку. Если нейропсихологическая диагностика покажет, что всё отлично, то мы исключим данную причину. Тогда целесообразно обратиться к детскому психологу.

Детский психолог проведёт диагностику, которая, как правило, включается в себя проективные методики. Например, анализ рисунков. Проведёт беседу с ребёнком, с родителями и предложит наиболее эффективную форму работы (с ребёнком или со всей семьёй).

Важно отметить, что часто единственным правильным вариантом является сочетание работы с этими двумя специалистами для устранения возникших трудностей. В наших НейроЛогопедических центрах «Успех» при школьных трудностях применяются такие методики, как нейропсихологическая коррекция, занятия с логопедом, БОС-технологии, психологическое консультирование.