Содержание
Ещё в 80-х годах прошлого века российский академик, педагог и психолог В. В. Давыдов спрогнозировал удлинение времени обучения в средней школе до 11–12 лет, так как в программе появится много нового материала. Академик предсказал, что принятая мера не поможет, и степень усвоения знаний детьми будет продолжать падать.
Эмпирическое мышление больше не справляется
По мнению В. В. Давыдова, используемые классической педагогикой образовательные методики малоэффективны в условиях технического прогресса и бесконечного роста объема информации. Причиной педагог обозначил ориентированность образовательного подхода на эмпирическую составляющую.
Методы эмпирического мышления:
- Исследование взаимосвязей между различными объектами.
- Осознание сходства и различия.
- Упорядочивание набора объектов по выбранному признаку.
- Способность классифицировать предметы или явления.
Эмпирическое мышление — это абстракции начального уровня. Именно с таким подходом к решению логических задач выпускник средней школы приходит в высшее учебное заведение.
Но нельзя отправиться в космос на трамвае. Чтобы понимать новый технологичный мир, надо с детства привыкать к новым категориям в рассуждениях. Поэтому в прогрессивных частных заведениях вроде https://smartclass.online/smartclass дошколята учатся не только считать и читать, но и думать.
Понятийное мышление в основе теории развивающего обучения
В. В. Давыдов ратовал за развитие теоретического (понятийного) мышления, которое базируется на понимании причинно-следственных связей и на движении мысли от общего к частному.
Элементы обучения посредством активизации абстрагирования:
- Построение модели изучаемого предмета методом содержательного обобщения.
- Дедукция на основе построенных моделей.
- Формирование общих подходов и формул (или выводов, в зависимости от дисциплины).
Общие принципы понятийного мышления для образовательной методики нашли отражение в системе Эльконина-Давыдова. На её основании педагоги-предметники начали составлять авторские программы и писать учебные пособия.
Одним из первых примеров практического выражения концепции стали учебники по математике Л. Г. Петерсон. Более половины российских школьников, отправившихся на международные олимпиады в первое десятилетие XXI века, учились именно по ним. Обзаведясь хорошо развитой логикой и способностью абстрагировать.
Подача информации по Петерсон требует постоянной и творческой дискуссии педагога с классом. На подобную нешаблонную самоотдачу способен не каждый. Поэтому для изучения курса лучше всего подойдут дополнительные занятия либо частная начальная школа с талантливым учителем и регулярным мониторингом достижений чада в области понятийного мышления. Причем не только в математике.