Светские новости Александр Васильев

Александр Васильев: «Туфли Любови Орловой я пытался получить 25 лет»

В среду, 22 февраля, в музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Историк моды Александр Васильев много лет собирал наряды знаменитых актрис, певиц, жен дипломатов и послов, чтобы показать, как в эпоху тотального дефицита умудрялись одеваться советские модницы. В разговоре с корреспондентом Glomu.Ru он рассказал об экспонатах, которые достались тяжелее остальных, и о том, почему в России до сих пор нет музея моды.

— Вы говорили, что трудились над выставкой 25 лет. Какие экспонаты достались вам особенно трудно, какими вы особенно дорожите?

— Больше всего я дорожу собой, потому что не будь меня — не будет в России музея моды и не будет этой коллекции. До сих пор, а сегодня аж 2012-й год, у нас так и нет музея моды. До сих пор нет никакой перманентной коллекции. Я, частное лицо, историк моды Александр Васильев, первый собрал костюмы звезд воедино. Никто к этому не приложил усилий. Просто потому, что в России больше любят пить чай и болтать, а не делать. Народ ленивый, вороватый — это правда. Из тех моделей, за которыми я дольше всего охотился — это туфли актрисы Любови Орловой, которые я пытался получить в коллекцию 25 лет подряд. Ну и, конечно, платья Людмилы Гурченко. Ее вдовец (Сергей Сенин – прим. ред.), рассчитывая на огромный успех в «Доме Нащокина», не хотел мне ничего отдавать. В итоге он передал  только три модели притом, что у него осталось около пятисот. Если у кого-то из читателей каким-то чудом сохранились наряды советской эпохи, а может, и личные вещи звезд, я не устаю повторять, что с удовольствием приму их в дар.

— Вам удалось получить самый знаменитый наряд Людмилы Гурченко — платье из фильма «Карнавальная ночь»?

— Его съела моль. Поймите, в нашей стране никто никогда и ничего не хранит. Знаменитые платья Любови Орловой, Людмилы Целиковской или Татьяны Окуневской — их съели мыши и моль. Ведь для того, чтобы наряды сохранились, нужно время, место, забота.

— На выставке все экспонаты в прекрасном состоянии.

— Потому что я их берегу, у меня есть реставраторы. А на «Мосфильме» и в «Останкино» вещи висят на рейлах, как попало, они касаются друг друга, на них течет вода. У нас просто нет культуры сохранения винтажной одежды. Люди не знают, как все это правильно делать. Если бы я не прожил во Франции 25 лет, я бы тоже ничего такого не знал. Просто у меня европейский взгляд на хранение одежды. И я просто вне себя от счастья, что могу так достойно и так объемно показать коллекцию. Ведь это действительно производит впечатление — и количество, и качество, и имена звезд.

— Нарядам балерины Галины Улановой на выставке посвящен отдельный зал. Это тоже часть вашей личной коллекции?

— Это все из Музея-квартиры Улановой. Здесь, кроме вещей из моей коллекции, представлены экспонаты музея Улановой и музея имени Бахрушина.

— У вас нет желания показать выставку и в других городах?

— Ну, за границей, например, никто этого смотреть не будет. Там скажут: «Как убого одевались советские звезды!». Дело в том, что в Париже, скажем, творили Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран. Из советских звезд никто, кроме Майи Плисецкой, в фирменные вещи не одевался. В основном это все «самострог» или маленькие марки прет-а-порте. И поэтому мы можем представлять выставку лишь в других городах России. Летом она откроется в Петербурге, в Музее современного искусства Эрарта. Мы будем рады, если заинтересуются другие города, но это достаточно трудно. Частнику перевозить такое количество вещей, монтировать заново экспозицию — все это очень непросто.

— Государство финансово поддерживало подготовку к выставке?

— Государственной помощи нет никакой, кроме моей работы на Первом канале ведущим программы «Модный приговор». Это лишь мое личное желание и моя инициатива.

— Какими другими проектами вы сейчас занимаетесь, и какие пока только в планах?

— Сейчас открыта огромная выставка в Венеции, называется «Мода эпохи Дягилева». Кроме этого, работает экспозиция в Вильнюсе, в Музее декоративных искусств, она называется «Двести лет моды из коллекции Александра Васильева». Следующий большой проект, который я открою летом, — это выставка в Риге, в Музее декоративных искусств, под названием «Мода эпохи модерна». Также есть небольшая выставка в Японии, где представлены бисерные платья 1920-х годов из моей коллекции. Я работаю не для одного города и даже не для одной страны, я счастлив, что есть возможность работать с международным размахом. А к выставке, которая открывается сегодня, мы подготовили прекрасный каталог, который будет тут же презентован.

Выставка «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи», на которой представлены более тысячи экспонатов периода 1920-1990-х годов, откроется в ГМЗ «Царицыно» 22 февраля и продлится до 12 июня.